Главная » Файлы » Музыка |
Людвиг ван БЕТХOВЕН
26.11.2008, 16:32 | |
БЕТХOВЕН (Вееthoven) Людвиг ван (крещен 17.12.1770, Бонн, - 26.3.1827, Вена) немецкий композитор. ![]() Родился в семье флам. происхождения. Дед Б. был руководителем придворной боннской капеллы, отец - придворным певцом. Б. рано научился играть на клавесине, органе, скрипке, альте, а также на флейте. С 1781 занятиями Б. руководил X. Г. Не-фе - композитор, органист и видный эстетик. Вскоре Б. стал концертмейстером придворного театра и помощником ор-ганиста капеллы. В 1789 он слушал лек-ции по философии в Боннском университете. Взгляды Б. на явления политич. и соци-альной жизни отличались воинствующим демократизмом и свободолюбием. В фор-мировании республиканских убеждений композитора огромную роль сыграли революционные события во Франции 1789 и антифеодальное движение в Рейн-ской обл. Увлечение Б. музыкой револю-ционной Франции оставило значит, след в его творчестве. Композиторская деятельность Б. началась в 1782 (вариации для клавира на тему марша комп. Э. К. Дреслера). 2 юношеские кантаты (1790) - первые вокально - симф. сочинения Б. В 1787 юный Б. посетил Вену и взял неск. уроков у В. А. Моцарта. В 1792 он навсегда покинул родину и переселил-ся и Вену, где прожил почти безвыезд-но до конца жизни. Первоначальной целью Б. при переезде в Вену было совершенствование в композиции под руководством И. Гайдна. Однако занятия с Гайдном длились недолго. Среди учителей Б. были также И. Г. Альбрехтсбергер и А. Сальери. Б. быстро завоевал извест-ность и признание - сначала как лучший в Вене пианист и вдохновенный импрови-затор, а позже как композитор. Яркое новаторское творчество Б. вызывало ожесточённые споры. Игра Б. Соединяла глубокий, бурный драматизм и широкую, певучую кантилену. В расцвете творческих сил Б. прояв-лял колоссальную работоспособность. В 1801 - 12 появляются такие выдающие-ся произв., как соната до диез минор (т. н. “Лунная”, 1801), юношески жизне-радостная 2 - я симфония (1802), “Крейцерова соната” (1803), “Героическая” (3 - я) симфония, сонаты “Аврора” и “Аппассионата” (1804), опера “Фиделио” (1805), 4 - я симфония (1806), выражающая романтич. восприятие природы. В 1808 Б. заканчивает одно из наиболее популяр-ных симф. произв. - 5 - ю симфонию и од-новременно “Пасторальную” (6 - ю) симфонию, в 1810 - музыку к трагедии И. В. Гёте “Эгмонт”, в 1812 - 7 - ю (“апо-феоз танца”, по определению Р. Вагне-ра) и 8 - ю (“юмористическую”, по выраже-нию Р. Роллана) симфонии. С 27 - летнего возраста Б. страдал глу-хотой, всё время прогрессировавшей. Тяжёлый для музыканта недуг ограничи-вал его общение с людьми, затруднял пианистические выступления и, нако-нец, заставил Б. совсем от них отка-заться. Годы 1813 - 17 отмечены понижением творческой деятельности. С 1818 начи-нается новый подъём творчества компози-тора; он создаёт последние 5 фп. сонат (1816 - 22) и 5 струнных квартетов (1823 - 26). Вершина творчества “позд-него” Б. - 9 - я симфония (1824). К концу жизни Б. испытывал тяжёлую материальную нужду и одиночество. Он не слышал даже самых громких звуков оркестра, для общения с собесед-никами пользовался тетрадями. Компози-тор находил поддержку только среди небольшого круга друзей, разделявших его передовые взгляды. Инструментальное и, прежде всего, симф. творчество Б. имеет ярко выражен-ный программный характер. Основное содержание героич. по замыслу произв. Б. можно выразить словами: “Через борьбу к победе”. Диалектич. борьба противоречий жизни находит у Б. яркое художественное воплощение, особенно в произв. сонатной формы - симфониях, увертюрах, сонатах, квартетах и т.д. Б. широко разработал принцип сонатности, основанный на противопоставлении и раз-витии контрастирующих между собой тем, а также противоречивых элементов внутри отдельных тем. По сравнению с произв. непосредственных предшествен-ников Б. по венской классической школе - В. А. Моцарта и И. Гайдна - бетховенские симфонии и сонаты выделяются большими масштабами построе-ния, основной тематич. материал подвер-гается интенсивной протяжённой разра-ботке, углубляется связь между раздела-ми формы, обостряются противоречия между контрастирующими эпизодами, темами. Б. исходил из оркестрового со-става, утвержденного Гайдном, и лишь немного его расширил, но при этом он добивался огромной мощи оркестрового звучания, ярких контрастов. Б. преобра-зил старинный менуэт, входивший в состав симфоний и сонат, в скерцо, при-дав этой “шутке” широкий выразитель-ный диапазон - от могучего искрящегося веселья (в 3 - й симфонии) до выражения тревоги, беспокойства (в 5 - й симфонии). Особая роль отведена Б. финалам в сим-фониях и кодам (заключениям) в увер-тюрах, симфониях и сонатах; они приз-ваны выразить победные чувства. Б. - величайший композитор - симфонист. Он создал 9 симфоний, II увертюр, 5 концертов для фп. с оркестром, скрипичный концерт, 2 мессы и другие симф. сочинения. К высшим достижениям бетховенского симфонизма принадлежат 3 - я (“Героическая”) и 5 - я симфонии; идея последней выражена композитором в словах: “Борьба с судьбой”. Активным героич. характером отличается 5 - й фп. концерт, созданный в одно время с 5 - й симфонией, 6 - я симфония, содержащая ряд реалистич. картин сельской жизни, отразила восторженную любовь Б. к природе. Вершина всей творческой жизни компо-зитора - 9 - я симфония. Б. впервые в ис-тории этого жанра ввёл хоровой финал (“К радости” на слова Ф. Шиллера). Развитие осн. образа симфонии идёт от грозной и неумолимой трагедийной темы первой части к теме светлой радо-сти в финале. Близка к 9 - й симфонии по своему замыслу “Торжественная месса” (1823) - величественное монументаль-ное произв. философского характера, мало связанное с традициями культовой музыки. Единственная опера Б. “Фиделио” (пост. 1805, Вена, 2 - я ред. - 1806, 3 - я - 1814) посвящена героическому поступку женщины, спасшей от смерти своего мужа - жертву мстительности и произ-вола губернатора - и разоблачившей тирана перед народом. Стилистически “Фиделио” примыкает к типу “оперы спасения”, возникшему в период Великой французской революции, и вместе с тем открывает путь к симфонизации оперы. Героич. теме посвящен и балет Б. “Творе-ния Прометея” (пост. С. Вигано, 1801). Камерная музыка Б. включает 32 фп. сонаты (не считая 6 юношеских сонат, написанных в Бонне) и 10 сонат для скрип-ки и фп., 16 струнных квартетов, 7 фп. трио и много др. ансамблей (струнные трио, септет для смешанного состава). Лучшие камерные сочинения Б. - сона-ты “Патетическая”, “Аппассионата” для фп., “Крейцерова соната” для скрипки и фп., и др. - отличаются масштабно-стью замыслов, страстным, напряжён-ным драматизмом, смелым расширением выразительных средств инструментов. Среди квартетов Б. центр, место при-надлежит 3 квартетам, опус 59 (написаны по заказу рус. посла в Вене А. К. Разу-мовского), сочетающим проникновенный лиризм с яркой народностью образов (в 2 из этих квартетов использованы мелодии рус. нар. песен). В последних камерных сочинениях Б. - сонатах для фп. №№ 28 - 32 и квартетах №№ 12 - 16, проявляются стремления к углублённой, сосредоточенной выразительности, а так-же к причудливости форм, субъектив-ной созерцательности, предвосхитивших искусство композиторов - романтиков. Новизна и значительность содержания музыки Б. обусловили расширение рамок существующих музыкальных форм и глу-бокое преобразование всех видов музы-кального творчества. Решающим этапом в историч. развитии концертного жанра явились 4 - й и 5 - й концерты для фп. и скрипичный концерт Б., представляющие собой синтез симфонии и концерта. Зна-чит. изменениям подверглась и форма вариаций, занимающая у Б. первое место после сонатной (выдающийся образец - 32 вариации до минор для фп.). Совершенно новый жанр инструмен-тальной миниатюры создал Б. на основе танцев и др. небольших пьес старинной сюиты - “багатели” (мелочи, пустяки). Вокальное наследие Б. состоит из пе-сен, св. 70 хоров, канонов. От куплет-ных песен, арий и од, где текст играл подчинённую роль, Б. постепенно при-шёл к новому типу песен, в котором каждой строфе поэтич. текста соответствовала но-вая музыка (песни на слова И. В. Гёте, среди к - рых “Миньона”, “Лейтесь вновь, слёзы любви”, “Сердце, сердце” и др.). У него впервые встречается объединение ряда песен - романсов в единый цикл с последовательно раскрывающимся сюжет-ным замыслом (“К далёкой возлюблен-ной”, на тексты А. Ейтелеса, 1816). Песня “О блохе” - единств, текст из “Фауста” Гёте, воплощённый Б., хотя композитор до конца своей жизни не оставлял мысли написать музыку к “Фаусту”. Б. обрабо-тал 188 песен разных народностей для голоса с инструментальным сопровож-дением, сделал фп. переложения нар. песен (в т. ч. рус. и укр.). Во многие инструментальные сочинения ввёл нар. мелодии. Творчество Б. - одна из вершин в исто-рии мирового искусства. Вся его жизнь и деятельность говорят о титанич. личности композитора, соединившего в себе гениаль-ную муз. одарённость с кипучим, бунтар-ским темпераментом, наделённого несги-баемой волей и способностью к огромной внутренней сосредоточенности. Высокая идейность, основанная на сознании обще-ственного долга, составляла отличитель-ную черту Б. - музыканта - гражданина. Современник Великой франц. револю-ции, Б. отразил в своём творчестве вели-кие нар. движения этой эпохи, её наиболее прогрессивные идеи. Революционная эпо-ха определила содержание и новаторское направление музыки Б. Революционная героика нашла отражение в одном из гл. художественных образов Б. - борю-щейся, страдающей и в конце концов побеждающей героической личности. Соч.: Ludwig van Beethoven's Werke, Bd l - 25, Lpz., 1864 - 88. Beethovens Sдmt- liche Briefe, Bd l - 5, kritische Ausgabe mit Erlдuterungen von A. Kalischer, B. - Lpz., 1906 - 08, 2 Aufl., Bd l - 3, neubearb. von T. Frimmel, B., 1911; Leitzmann A., Ludwig van Beethoven. Berichte der Zeitge- nossen. Briefe und persцnliche Aufzeichnungen, Bd l - 2, Lpz., 1921; The letters of Beethoven, ed. by E. Anderson, v. l - 3, L., 1961; в рус. пер. - Письма, пер. и прим. В. Д. Корганова, СПБ. 1904. Лит.: Серов А., Избранные статьи (“Тематизм увертюры ,, Леонора", ..Девятая сим-фония Бетховена"” и др.), т. 1 - 2, M., 1950 - 57; Корганов В. Д., Бетховен. Биографический этюд, СПБ, 1910; Русская книга о Бетховене. К столетию со дня смерти композитора, под ред. К. Кузнецова, М., 1927; Проблемы бетховенского стиля. Сб. ста- тей под ред. Б. С. Пшибышевского, М., 1932; Роллан Р., Жизнь Бетховена, пер. с франц., Л., 1937; Эррио Э., Жизнь Бет- ховена, [пер. с франц., вступ. ст. И. Ф. Бэлзы], М., 1959; Л. ван Бетховен, Книга эскизов за 1802 - 1803 годы. Расшифровка и исследование Н. Л. Фитмана, М., 1962; Аль - шванг А., Бетховен, Очерк жизни и твор-чества, 3 изд., М., 1966; Ludwig van Bee- thovens Konversationshefte, hrsg. von W. Nohl, Mьnch., 1924; Schьnemann G., Lud- wig van Beethovens Konversationshefte, Bd l - 3, B., 1941 - 43; Nottebohm G., Beethoveniana, Lpz. - Winterthur, 1872; его же, Zweite Beethoveniana, Lpz., 1887; Kinsky G., Das Werk Beethovens, The-matisch - bibliographisches Verzeichnis seiner sдmtlichen vollendeten Kompositionen, hrsg. von H. Halm, Mьnch. - Duisburg, 1955. (По материалам статьи А. А. Альшванга из 2 - го изд. БСЭ.) | |
Просмотров: 1133 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 0 | |